Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Создание целостной системы работы с одаренными детьми

Назначение Учителя  –   помочь родиться мысли ученика.  Эта фраза принадлежит философу древности Сократу.   Действительно, сегодня всем уже ясно, что образовательный процесс должен  быть ориентирован на ученика, что сам процесс обучения немыслим без активного вовлечения ребенка в конструирование собственных знаний. Перед  педагогами стоит  важная  задача – способствовать развитию каждой личности. Потому системообразующим элементом всей образовательной системы современной школы является деятельностный подход в обучении детей.  В нашей гимназии   такой подход реализуется, прежде всего, за счет внедрение в учебный процесс  технологий личностно-ориентированного обучения,    которые позволяют обучающемуся стать полноправным участником,  субъектом своего развития. Тема Программы развития нашей гимназии связана как раз с вопросами саморазвития личности ребенка – «Формирование личности ребенка как субъекта собственного образования и развития».   Поэтому одной из  задач   педагогического коллектива является  создание в гимназии условий для выявления, развития и поддержки одаренных  детей, обеспечения их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.  В этом  нам  помогает  программа «Одаренные дети».

В рамках этой программы 11 марта 2010 года состоялось открытое заседание кафедры гуманитарного профиля,  в работе которого приняли участие учителя гимназии, ученики и учителя города. Система работы с одаренными детьми была представлена заместителем директора по учебно-воспитательной работе Черновой О.В.. В выступлении   Черновой О.В. были обобщены основные принципы работы с одаренными детьми, реализующиеся в гимназии: индивидуализация  и дифференциация обучения, внедрение современных педагогических технологий. Говоря о внедрении современных технологий в образовательный процесс, Чернова О.В. выделила  одну, особенно важную  в обучении гуманитарных дисциплин. Это проблемная  технология, позволяющая  вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, изменить роль учителя. Знания, полученные в результате использования метода проблемного обучения, твердо усваиваются, так как дети добывают  их самостоятельно, а не получают  в готовом виде.  При этом важным становится  творческое развитие учащихся, когда педагог использует  проблемные ситуации, изначально не имеющие однозначного ответа, поощряет творческое начало в учениках, отдает им учебную инициативу. Делясь  опытом своей работы,  учитель истории и обществознания Труфанова Е.В. рассказала о  различных ситуациях проблемного характера, используемых на уроках. Это  ситуация выбора решения, ситуация неопределенности,  ситуация конфликта, построение логических цепочек, работа с опорными схемами, графиками. Такие задания позволяют развивать интеллект учеников, повышают познавательную активность. Труфанова Е.В. отметила важность исследовательской работы с одаренными детьми. Так, в этом году учащимся 9 классов предложена проектная работа «Моя родословная», где важной составляющей является тема «Война в судьбе моей семьи». Ученица 9 класса Воробьева Светлана, призер областной олимпиады по истории, познакомила участников заседания со своей проектной работой: семейным древом, с интересными фактами из жизни своих предков. Такая исследовательская  работа, считает Воробьева С., дает  возможность получить знания, которые, конечно, пригодятся при дальнейшем изучении истории.          

Обучение   одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляется и  на основе принципов дифференциации и индивидуализации.  Учитель русского языка и литературы Голдобина Л.П., рассказывая об опыте работы со способными детьми, выделила главную цель – обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах творческой деятельности в рамках своих учебных дисциплин. Для реализации этой цели Голдобина Л.П. использует такие формы и методы работы, как работа в малых группах, учебные конференции по литературным произведениям, литературные игры, проекты, работа над которыми началась с группового проекта «Мотив дороги в произведениях русских писателей 19 века».  Далее учащиеся вышли на индивидуальные исследовательские проекты по предмету. Ученица 9 –д класса Родионова Мария, призер областной олимпиады по русскому языку, рассказала о своем творческом проекте по русскому языку - «Источники фразеологических единиц». Родионова М. познакомила с  целью и задачами  проекта, остановилась на основных разделах работы. О роли индивидуализации в обучении учащихся  шла речь в выступлении учителя истории и обществознания Мигуновой Г.М., которая отметила эффективность сочетания использования таких технологий, как модульное обучение, проблемное  обучение, развитие критического мышления, технологии использования опорно-схемных сигналов. Главное, считает Мигунова Г.М., - это формирование у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Индивидуальный процесс усвоения знаний протекает гораздо более успешно, когда он осуществляется в рамках группового обучения, при таком подходе решающей формой учебной работы является коллективная познавательная деятельность. Конечно, это возможно, в группе, действующей совместно (вместе, а не рядом).  В такой группе индивидуальные усилия каждой личности объединяются и направляются на решение общей познавательной задачи, в результате чего появляется так называемый "групповой эффект": индивидуальные особенности о возможности каждого как бы приумножаются. В организации подобной коллективной учебной деятельности и кроются подлинные резервы индивидуализации обучения. Проведение  групповой работы  способствует формированию учебного содружества. Это наиболее наглядно проявляется при подготовке   к предметным олимпиадам. Наиболее способный  учащийся исполняет роль консультанта, следит, чтобы все ребята высказывались по обсуждаемой  проблеме, все предположения  анализирует по заданным критериям,  обобщает их, помогает вывести алгоритм действий, оказывает помощь каждому члену группы.

Такая форма работы, как сочинение – эссе,  как нельзя лучше отражает уровень критического мышления наших учащихся, создаёт условия для выявления их индивидуальности.  Критически мыслящий  учащийся  находит собственное решение проблемы и подкрепляет это реше­ние разумными, обоснованными до­водами.  Именно благодаря критическому мышлению традици­онный процесс познания обретает индивидуальность и становится ос­мысленным, непрерывным и продук­тивным. Целенаправленно данная работа проводится при подготовке к олимпиадам. Есть первый опыт организации занятия  для учащихся 9 классов, участников городских и областных олимпиад,  победителем Всероссийской олимпиады по истории, учащимся 11 класса Жиленко С., который и представил свое сочинение – эссе на тему «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкой» (А.С.Пушкин). Жиленко С. подробно остановился на критериях оценивания работы, выступил с защитой своей работы.

В нашей гимназии в большей степени реализуется  дифференцированное обучение, предполагающее применение разных методов работы.  О создании условий для выявления и развития одаренности на уроках и во внеурочной деятельности в процессе обучения английскому языку  рассказала участникам заседания Самохвалова Т.М.  Важным фактором, способствующим развитию одаренности, Самохвалова Т.М. считает  внеклассную воспитательную работу, основой формирования которой выступает «погружение в культуру». Это и организация клубного движения, организация образовательных поездок в страну изучаемого языка, разучивание песен и танцев англоговорящих стран, литературно-художественный перевод стихотворений английских авторов. Все это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.  Большие возможности содержатся в такой форме работы, как организация  малых групп, исследовательских групп, предоставляющих учащимся возможность выбора  не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.  Именно исследовательская  деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, то есть «кто больше знает», становится тем, «кто знает лучше».

Ученица 9-д класса Кошман В., призер областной олимпиады по английскому языку, познакомила присутствующих с  проектом по английскому языку, отличающимся оригинальностью  подачи материала, глубокой  содержательностью, собственным анализом  трех произведений.  Совместная исследовательская  работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Выступление ученика 8-а класса Абзалова М., призера областной олимпиады по праву, с проектом «Английские и русские народные сказки» показало умение учащегося  сопоставлять и  анализировать, обобщать и систематизировать материал, выбирать главное, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.  Говоря о работе с одаренным ребенком, не следует забывать о роли наставника – учителя.  Мы, учителя, должны знать, что встреча с одаренным учеником является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственных отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем не сравнимые положительные переживания, а в случае неудачи – отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить «точку роста», продвижение на пути профессионального и личностного становления. Таким образом, деятельностный подход в обучении позволяет решать одну из основных задач образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.  

 

О.В.Чернова, заместитель директора по УВР  МОУ «Гимназия №3»

 

 

 

© olgchern

Сделать бесплатный сайт с uCoz